Жека сидит на корточках и роется в нижнем отделе чехословацкой стенки. На его руках — кондитерские перчатки. Не обнаружив ничего, кроме слежавшихся подшивок советских литературных журналов, Жека со вздохом садится на потрёпанный диван, поверх которого накинут клетчатый плед. Жека с презрением осматривает пыльный ковёр, старомодный лакированный стол и жёлтые занавески с повторяющимся узором. За окном раздаётся полицейская сирена, которая становится всё громче. В комнату вбегает перепуганный ТОЛИК. Он держит в руках золотые запонки (он, как и Жека, в кондитерских перчатках).
КВАРТИРА №6
ТОЛИК
Пи***ц. Менты.
Жека встаёт с дивана и подходит к окну, осторожно выглядывая из-за занавески. Во двор въезжает полицейская легковушка и микроавтобус ОМОНа. К окну подбегает Толик. У него начинается нервный тик.
ТОЛИК
Пи***ц. Это дед нас сдал.
ТОЛИК
Пи***ц. А если с ними эти — из телека? Если бабка моя увидит — помрёт. На*ера мы вообще к этой бедноте полезли!
ТОЛИК
Давай сдадимся?
ЖЕКА
(удивленно морщит лоб, продолжая наблюдать за двором)
Это не за нами.
Во дворе двое бойцов ОМОНа подходят к деду, сидящему на лавочке, и переговариваются с ним. Дед активно машет руками. Толику кажется, что он показывает на окно их квартиры. Толик отшатывается. Он нервно кружит по комнате, садится на диван, встаёт, снова садится, общипывает и без того чахлое денежное дерево.
Когда во дворе завыла полицейская сирена, Галина Юрьевна, привыкшая к спокойной пенсионерской жизни и телевизионным ЧП, вздрогнула — от испуга, что ЧП могло произойти вплотную к её дому. Она читала в новостях, что по городу гуляет охолощённый калаш, который стреляет в воздух то на свадьбе, то на разборках между приблатнёнными парнями, подруги которых въехали одна в другую. Но не может же калаш выйти погулять средь бела дня? Времена всё-таки уже не те. Или те?
Когда в громкоговоритель объявили: «Жильцам не подходить к окнам! Не подходить к окнам!» — Галина Юрьевна подошла к окну.
ИНТ. — ТИПОВАЯ КВАРТИРА В ХРУЩЁВКЕ — ДЕНЬ
ЖЕКА
Спокойно. Какой-нибудь майор к бабе своей заехал.
ЖЕКА
На***а они ОМОН пригнали? Они чё, думают, мы отстреливаться будем?
ЖЕКА
(продолжает наблюдать за двором)
Так ты ж, б***ь. Я тебе говорил: депутат на третьем, с пластиковыми окнами. Двор оцепляют.
ТОЛИК
А за кем?
ЖЕКА
(поворачивается к Толику и растерянно пожимает плечами)
За дедом, по ходу.
Бойцы ОМОНа, не сумев словами убедить деда покинуть лавочку, учтиво берут его под руки и куда-то аккуратно отволакивают. Во двор въезжает пожарная машина. Следом за ней — две кареты скорой помощи.
КВАРТИРА №9
— Зачем же вы, Галина Юрьевна, подпись свою поставили, если деньги не получили? — устало спросила тонкобровая сотрудница Пенсионного фонда, поправила юбку-карандаш и ушла в кабинет начальства. Галина Юрьевна общалась с ней уже в пятый раз. Она понимала, что ошиблась сама, но надеялась на снисхождение и человеческое понимание, а вместо этого получала канцелярские нотации: будьте внимательны в следующий раз, новой информации по вашему обращению нет, расследование продолжается.
Галине Юрьевне было обидно, что на неё как будто возлагают часть вины, хотя она всегда жила по совести: даже когда разваливали металлургический комбинат, она, будучи замначальника отдела снабжения, не поимела с этого ни тонны вольфрама! Галине Юрьевне было обидно, что ей пренебрегают.
Стыл кофе. Таял тирамису. Анька и Вика листали Tinder. Мужчин категорически не хватало. Ну, не вообще мужчин, а тех, которых надо. Того единственного, если угодно. О мужчинах говорили на перекусах в студенческой столовке, за бокалом игристого пятничным вечером, за порцией картошки фри в круглосуточной бургерной после ночного заезда по барам. Мужчины стали главной кухонной темой, вытеснив из посиделок юношескую дурь про международные отношения — в смысле, межгосударственные. На уровне межличностном отношения эпизодически обсуждались.
КВАРТИРА №11
Её пугливая соседка остановилась на полпути: «А вдруг оштрафуют?» — подумала она.
«А вдруг мошенники?» — подумала Галина Юрьевна. Если они притворяются банковскими служащими и честными сотрудниками Почты, почему бы им не сымитировать правоохранителей?
Галина Юрьевна не так давно имела печальный опыт с мошенниками. Три месяца назад у неё украли тридцать пять тысяч рублей: уветливая почтальонша-болтушка подсунула ведомость, в которой Галина Юрьевна расписалась о получении компенсации за перелёт на юга, но саму компенсацию не получила, а когда хватилась, было уже поздно. Почтальонша сбежала с её деньгами. Обращения, направленные и в Почту, и в Пенсионный фонд, затерялись в кабинетах.
Она опять осталась один на один с портретом президента — и печально посмотрела ему в глаза. И то ли толстые стёкла её очков исказили портрет, то ли президент действительно легонько ей улыбнулся и заступнически кивнул, — Галина Юрьевна почувствовала, что она не одна. Она почувствовала, что вправе действовать решительно.
Из кабинета начальства сотрудница вернулась весёленькая, с тарелкой пряников.
— Пока никаких новостей нет. Зайдите на следующей неделе, — сказала она и предложила Галине Юрьевне пряник.
Галина Юрьевна и без пряника была сыта по горло. Она ещё разок глянула на президентский портрет — и высказалась наконец, громко, чтобы притаившееся за стенкой начальство услышало: «Или вы возвращаете мне деньги, или я иду в ПРОКУРАТУРУ!»
На слове «прокуратура» повеселевшая сотрудница маленько погрустнела, а Галина Юрьевна, как будто даже выросшая за время своей короткой, но решительной речи, снова превратилась в сухонькую старушку с палочкой. Она махнула ей напоследок — и вышла вон. Удивительным образом палочка указала на окно, в котором, за спиной площадного Ленина, виднелось здание городской прокуратуры.
Теперь, высовываясь из окна своей квартиры, Галина Юрьевна наблюдала за дворовой кутерьмой.
Полицейские бегали с красно-белой лентой и обвязывали ей тополя, а из детского сада напротив экстренно эвакуировали детей.
— Вижу объект. Объект в песочнице. Ждём отмашку кинологов, — услышала Галина Юрьевна треск рации.
Она перевела взгляд на детсадовскую песочницу и увидела в её центре большое бурое пятно — мохнатого плюшевого медведя.
Бесхозную игрушку, появившуюся после тихого часа из ниоткуда, обнаружила бдительная нянечка. Толстое медвежье брюхо вызвало у неё оправданную тревогу. Она сообщила в ответственные органы — и понеслось.
— Ну чё, налистала кого-нибудь? — спросила Вика и отложила телефон: мужчины в радиусе шестидесяти километров от неё закончились.
Вот ведь бывает: Анька не проходила никаких марафонов желаний (в её возрасте к ним ещё даже не прицениваются), но Вселенная отреагировала на её запрос мгновенно.
В дверь позвонили.
— Я открою. Поставишь чайник? — сказала Вика, поправила короткие шорты и вышла из кухни.
Анька спокойно сливала кипячёную воду в кувшин, когда порог её квартиры переступил ОМОНовец Алексей — просто Алексей. Он в двух словах объяснил цель визита и аккуратно отодвинул с пути опешившую Вику.
Когда Алексей с автоматом наперевес вошёл в кухню, окна которой выходили на песочницу и были идеальной огневой точкой, раздался испуганный взвизг.
— Спокойно. Спокойно! — но успокаивать было поздно: к ногам Алексея упало девичье тело.
— Нашатырь есть? Где кровать? — спросил он и подхватил тело на руки.
Могла ли Анька подумать, что через каких-нибудь пять минут после её искреннего, сердечного воззвания брутальный, решительный и ответственный мужчина с принципами уложит её в кровать, но она в этот момент будет в отключке?
КВАРТИРА №6
ИНТ. — ТИПОВАЯ КВАРТИРА В ХРУЩЁВКЕ — ДЕНЬ
Жека идёт к двери и смотрит в глазок. Он крепко сжимает кулак — так, что ногти больно впиваются в ладонь и продырявливают кондитерскую перчатку. В метре от него, с другой стороны двери, проходит ОМОНовец с автоматом. Толик в это время запирается в ванной и подставляет голову под холодный душ. Он плачет. Когда ОМОНовец проходит мимо, вверх по лестнице, Жека испытывает катарсис и сползает по стенке на обувницу. Немного выдохнув, он идёт в ванную.
ЖЕКА
(стучит в дверь ванной)
Откройте, полиция.
Толик открывает дверь. Жека входит в ванную, хватает с сушилки для полотенец мужские семейные трусы и бросает их Толику.
ЖЕКА
На, вытрись. Не за нами это.
Жека и Толик возвращаются в большую комнату и садятся на диван. У Толика дёргается теперь не только глаз, но и правая нога. Жека спокоен. Он продолжает изучать чехословацкую стенку. Его взгляд привлекает ключик, торчащий из дверцы со стеклом. За стеклом стоят книги.
ЖЕКА
Никогда не понимал, на***а запирать книги. Их же всё равно видно. Вот у меня батя «Плейбой» в ящике для инструментов прятал — и запирал в гараже. Вот это я понимаю.
ТОЛИК
Слышь, Жек. А я знаешь чё по телеку видел? Там, короче, звёзды по барахолке ходили и всякий хлам покупали. А потом те, которые в теме, им говорили, сколько этот хлам стоит. Короче, старые книги о***ть какие дорогие бывают.
ЖЕКА
Антиквариат, типа?
ТОЛИК
Ага. Антиквариат.
Жека подходит к стенке, поворачивает ключ, открывает дверцу и достаёт книгу. Жека листает прижизненное издание Гоголя, после чего вытаскивает из кармана мобильный. Жека гуглит стоимость «Вечеров на хуторе близ Диканьки» 1842 г. издания.
ЖЕКА
О***ть.
ТОЛИК
Чё там?
ТОЛИК
Да не п***и.
ЖЕКА
Три ляма. Но это за четыре книге, а тут только одна.
ЖЕКА
(сует телефон Толику)
Ну на, смотри.
ТОЛИК
О***ть.
Толик и Жека ошарашенно переглядываются. Толик достаёт ещё пять антикварных книг и выкладывает их на стол.
ЖЕКА
А давай их прямо сейчас на AVITO выставим?
ТОЛИК
Нас по телефону вычислят. Я по телеку видел, они сейчас за всеми следят. Любого по номеру найдут.
ЖЕКА
Толян, ты дебил? Я тебе и говорю: давай сейчас выставим, пока домашний телефон под рукой. Как будто он сам их толкнул.
Жека выходит в коридор и возвращается с трубкой домашнего телефона. Он открывает меню, находит номер, после чего утыкается в экран своего мобильного. Жека регистрирует аккаунт на AVITO на имя Дмитрия Аркадьевича Друнина, заведующего кафедрой всемирной литературы в городском пединституте, дипломы и сертификаты которого лежат поверх пыльных подшивок литературных журналов. Жека фотографирует книги, прикрепляет снимки к объявлению и начинает букинистический бизнес.
КВАРТИРА №11
Задачей Алексея было ликвидировать угрозу и восстановить покой во дворе, но, сам того не подозревая, он оказался в положении casus belli: пока он прицеливался к пузу плюшевого медведя, за его спиной назревал раздор.
— Двести сорок мэтчей, а выбирать не из кого. Одни качки и мамкины бизнесмены. Можно мне брутального, решительного, ответственного, и чтобы с принципами?
— Алексей, а что случилось? Мне страшно, — Вика пошла в наступление, пока Анька была отброшена от линии соприкосновения.
— Всё нормально. Кто-то оставил в песочнице игрушку. Были подозрения, что внутри взрывчатка. Ждём приказа.
— Где взрывчатка? — в дверном проёме появилась Анька, а вместе с ней в кухню ворвался молочно-ананасовый аромат духов. Она посмотрела на подругу, которая вытянула длинные ноги и распустила каштановые волосы. Очевидно, Вика была большей угрозой, чем детсадовский медведь, потому что таких ног, как у неё, у Аньки не было. Зато оперативной обстановкой Анька владела лучше, ведь это была её кухня.
— Нет никакой взрывчатки. Успокойтесь. Вы под моей защитой, — Алексей обернулся к подругам — и подмигнул им. Подмигнул случайно, от усталости. Он уже понимал, что тревога ложная, что медведя подложили граждане, которым жалко выбрасывать хорошую игрушку, или какой-нибудь отвергнутый ухажёр. Он просто хотел домой, посмотреть «Глухаря».
Анька и Вика приняли подмигивание каждая на свой счёт.
— А хотите, я вас тирамису угощу? Я его вчера сделала, — Анька достала из холодильника десерт.
Она была натура впечатлительная и уже воображала с Алексеем всё, что только может воображать порядочная девушка, которая готовит десерты дома. Вика хмыкнула: она покупала десерты в магазине, а на сладкое предпочитала другое. Точнее, она предпочитала, чтобы на сладкое предпочитали её. Алексей ей не то чтобы понравился, какой-то грубоватый и чересчур прямолинейный, но природное кокетство не унять.
— Спасибо. Не голоден.
Стыл кофе. Таял тирамису. Вика листала Tinder. Анька так не могла: она считала, что делать это за спиной Алексея равносильно предательству.
КВАРТИРА №9
Галина Юрьевна разнервничалась. Её короткая речь в Пенсионном фонде возымела эффект: деньги нашлись, и сегодня их должна была принести новая почтальонша, но оцепление затянулось.
Где она, эта почтальонша? Не убежит ли, как её предшественница? А если уже убежала?
Ум Галины Юрьевны, за годы работы привыкший выстраивать сложные логистические цепочки, выстраивал сейчас сценарии бегства почтальонши. Будь Галина Юрьевна на её месте, она бы скрылась из города самым быстрым способом; можно даже из страны — до Китая рукой подать, а потом ищи её по чифанькам.
Интересно, ведётся ли в Пенсионном фонде какой-то учёт наличности? Номер, партия. А если почтальонша уже поменяла рубли на юани, то всё, с концами, получается.
Сердце как-то нехорошо стукнуло — и Галина Юрьевна стряхнула тревожные мысли. Она была атеисткой, икон в доме не держала, президентского портрета — тоже, поэтому посмотреть в глаза ради моральной поддержки и успокоения было некому. Тогда она позвонила подруге Любочке из соседнего дома. Любочка сходу вывалила на неё свою версию событий, затейливо перекрутив все дворовые сплетни, в которых мог фигурировать плюшевый медведь.
— Люба, ну ты лучше всех знаешь! Без тебя разберутся. Ты мне лучше скажи, тебе пенсию принесли?
— А?
— Пенсию тебе принесли?
— Галь, ты пропадаешь. Связь, наверное, глушат. Что принесли?
— ПЕНСИЮ!
В момент, когда Любочка наконец поняла, что именно интересует подругу, Алексей нажал на спусковой крючок.
Раздался автоматный выстрел, и сразу же — ещё один, и ещё. Разлетелся в разные стороны песок, а синтепон из брюха расстрелянного медведя смешался в воздухе с тополиным пухом. Галина Юрьевна схватилась за сердце.
— Девятая квартира! Помогите! — только и успела она крикнуть в открытое окно.
КВАРТИРА №6
ИНТ. — ТИПОВАЯ КВАРТИРА В ХРУЩЁВКЕ — ДЕНЬ
Жека и Толик сидят на диване. Звонит домашний телефон. Жека берёт трубку.
ЖЕКА
(в трубку)
Алло. Выставлял, да. А какие предложения? Не, я одно... Я одни книги на другие не меняю. Четыреста — мало. Давайте пятьсот.
ТОЛИК
(отрицательно машет головой, говорит шёпотом)
Мало как-то. Жалко. Гоголь всё-таки.
ЖЕКА
(прикрывает динамик ладонью)
Какой, н***й, Гоголь!
(в трубку)
Ещё раз — четыреста мало. Гоголь всё-таки. Состояние — как на фотках.
(начинает нервничать)
Откуда я знаю, реставрировали или нет! Мне она от деда досталась.
Во дворе раздаются автоматные выстрелы. Жека и Толик подбегают к окну. Они понимают, что времени торговаться нет.
ЖЕКА
(в трубку)
Алло. Четыреста нормально. Давайте через час в сквере на Орджоникидзе. Я либо сам приду, либо племянника пришлю. Ага. Нормально. Наликом, да. Ну всё, до встречи. Номер ваш я записал.
ТОЛИК
У тебя же нет племянника.
ЖЕКА
За косарь хоть сын появится. Забей, я сам с курьером разберусь. Ты чё делаешь?
Толик запихивает томик Гоголя за пояс и поправляет футболку, пытаясь понять по отражению в стеклянной дверце, насколько заметна кража.
ТОЛИК
Ну, а как мы вынесем? Я в «Глухаре» видел...
ЖЕКА
Толян, ты телек больше не смотри. Иди возьми мусор из-под раковины. И пакет чистый. Гёте тоже возьмём. И Пушкина. Потом придумаем, как их по-тихому сбагрить.
Толик и Жека кладут антикварные книги в полиэтиленовый пакет, интеллигентно прикрывают за собой дверь профессорской квартиры и выходят из подъезда во двор, где царит суета. На них никто не обращает внимание. Толик и Жека выбрасывают пакет с мусором, выходят на проспект Мира и быстрым шагом проходят мимо остановки, к которой подъезжает автобус с профессором Друниным.
КОНЕЦ
КВАРТИРА №9
В оцеплении
Галина Юрьевна проводила санитаров до лестничной площадки. Если бы не скорая, пригнанная во двор по нянечкиной тревоге, кто знает, чем бы всё закончилось. Всё-таки нервничать в её возрасте чревато, а так — оперативно оказали первую помощь.
— Спасибо, ребята, — сказала Галина Юрьевна, рассасывая валидол и потирая руку в месте, на которое накладывали манжету тонометра.
Жизнь потихоньку возвращалась в привычное русло.
— Да что ты, Лида! Просто перенервничала. С этим медведем, будь он неладен, — Галина Юрьевна заметила за плечом соседки румяную девушку с растрепанным пучком на голове.
Анька слышала, что мужчины падки на лесть, поэтому решила польстить Алексею напоследок.
Всем стало немного неловко.
— Пейте побольше воды и поменьше нервничайте! — сказал молодой улыбчивый санитар — и бодро сбежал вниз следом за своей напарницей.
— Ой, Галя! Что с тобой? Тебя ранили?!
Галина Юрьевна по-пенсионерски внимательно осмотрела незнакомку и пришла к выводу, что всё в ней слишком хорошо для Лидиного сына-оболтуса.
КВАРТИРА №11
Вика знала, что мужчины не понимают намёков, нот вместе с тем считывают женскую игривость. Если ей кто-то нравился, она никогда не говорила просто: «Ладно, давай выпьем кофе». Она говорила: «Кофе? Я хочу...»
Но Алексей был какой-то чересчур прямолинейный, поэтому Вика попыталась сообразить что-то среднее между намёком и буквальным волеизъявлением.
Стоило шагам медработников утихнуть, как раздалось лязганье замка. Дверь соседней квартиры открылась — и на площадку выглянула пугливая Лида, которая переборола страх быть оштрафованной и подбежала к окну, только когда раздались выстрелы.
— Ой, а вы, наверное, Лидина невестка?
— А, нет, Галочка. Лена только в пятницу приедет. А это, вот, девочка пенсию принесла. Она уже к тебе собиралась, когда началось. Ой, Галя, я так перепугалась. А что случилось-то?
— Это, получается, вы всё это время были у меня за стенкой? — обратилась Галина Юрьевна к румяной девушке, и та кивнула.
Галина Юрьевна как стояла, так и присела на обувницу.
— Алексей, вы так героически расстреляли того медведя! — сказала она.
— Ах, Алексей. Благодаря вам я буду спать спокойно. Жаль только, что одна в двуспальной кровати.
— Так это ж хорошо, что в двуспальной. Просторно. У меня в вашем возрасте была двухъярусная, — сказал Алексей, кивнул напоследок подругам и закрыл за собой дверь.
Made on
Tilda